«Газпром», «Роснефть», «Башнефть» и Alliance Oil задерживают модернизацию перерабатывающих заводов
Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вновь опаздывают с модернизацией, которая необходима для перехода на более качественное топливо. По итогам 2012-2013 гг. семь необходимых для этого установок на шести НПЗ не были вовремя введены в эксплуатацию, их ввод перенесен на 2014 г., сообщил вчера руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин.
Это
установки на Астраханском ГПЗ (установка изомеризации; завод принадлежит
«Газпрому»), Новокуйбышевском НПЗ (каталитического риформинга; «Роснефть»),
Уфимском НПЗ (гидроочистки бензина; «Башнефть») и Хабаровском НПЗ
(гидрокрекинга и гидроочистки дизельного топлива; Alliance Oil). На стадии
пусконаладочных работ находятся установка гидроочистки дизельного топлива на
заводе «Газпром нефтехим Салават» и установка алкилирования на НПЗ «Башнефти» —
«Новойл». Согласно данным ЦДУ ТЭК, по итогам 2013 г. доля этих заводов (без
учета производства Астраханского ГПЗ) в производстве бензина составила 13,2%,
дизтоплива — 10,1%.
На
данный момент установки на НПЗ «Газпром нефтехим Салават» и двух предприятиях
«Башнефти» введены в эксплуатацию, следует из данных Минэнерго. Представитель
«Башнефти» это подтвердил. «Газпром нефтехим Салават» на запрос «Ведомостей» не
ответил. Представитель Alliance Oil подтвердил, что установки на Хабаровском
НПЗ будут введены в 2014 г.
Разница
в оценке сроков пуска связана с тем, что данные Минэнерго основываются на
отчетности нефтяных компаний и анализе изменения производства нефтепродуктов на
НПЗ, а оценки Ростехнадзора — на документах об окончании строительства,
оформление которых может задерживаться, пояснил представитель министерства.
Алешин
сообщил также о невыполнении планов модернизации в установленные сроки
Марийским НПЗ. В 2013 г. завод перешел в собственность ВТБ. Представитель банка
отказался от комментариев. Какие установки завод не ввел вовремя, он не сказал.
Сдвигают сроки ввода ряда установок также Рязанский НПЗ («Роснефть») и
«Таиф-НК», на которых в начале 2014 г. произошли пожары, сказал руководитель
Ростехнадзора.
Работы
на НПЗ находятся в активной фазе — установка риформинга Новокуйбышевского НПЗ
(проводятся пусконаладочные работы) и установка изомеризации на Рязанском НПЗ
запланированы к вводу в 2014 г. Ведется работа по корректировке соответствующих
положений четырехсторонних соглашений, сказал представитель «Роснефти».
В
2011 г. топливо «Евро-2» было запрещено к обороту. Но НПЗ технически оказались
не готовы производить топливо более высокого качества. В итоге в стране возник
дефицит нефтепродуктов, а цены на них выросли, по данным Росстата, на 13,8%
(инфляция в 2011 г. составила 6,1%). Правительство разрешило продавать «Евро-2»
до конца 2012 г., но обязало компании модернизировать свои заводы с целью
постепенного перехода на «Евро-5».
Каждая
нефтяная компания подписала четырехсторонние соглашения с ФАС, Ростехнадзором и
Росстандартом. В этих документах содержатся графики ввода различных установок,
повышающих качество топлива. Компании часто обращаются с просьбой о
корректировке планов модернизации, но не все их ФАС согласовывает, говорит
начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Серьезного отставания по срокам
не наблюдается, отметил представитель Минэнерго.
С
января 2015 г. в России будет запрещено продавать нефтепродукты «Евро-3».
Вопрос о продлении оборота «Евро-3» не рассматривается, уверяет представитель
Минэнерго. По его словам, планы по производству бензина и дизельного топлива в
целом выполняются.
Аналитики
ИАЦ «Кортес» считают, что дефицита топлива после отмены «Евро-3» не будет. Почти
все заводы перешли на производство «Евро-4» и выше. Это говорят и сами
компании. Представители Alliance Oil, «Башнефти», «Газпром нефти» не видят для
себя проблем в связи с переходом на «Евро-4». «Все крупные НПЗ “Роснефти”
освоили выпуск различных видов бензинов и дизтоплива по классам 4 и 5», —
сказал представитель госкомпании.
Источник: Ведомости