«Транснефть» заменит нефть дизтопливом в Балтийской трубопроводной системе
"Транснефть" рассматривает возможность начать прокачку нефтепродуктов по Балтийской трубопроводной системе (БТС), которую сейчас используют для экспорта нефти. Это позволит загрузить недозагруженные из-за конкуренции с портом Усть-Луги мощности трубы. Технически проект считается реальным, в нем заинтересованы нефтекомпании и подконтрольная СП "Транснефти" и "Суммы" группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), владеющая терминалами в конечной точке БТС — порту Приморска, где падает объем перевалки нефти.
Балтийская трубопроводная система может
начать прокачку нефтепродуктов. Как рассказали "Ъ" источники на
рынке, "Транснефть" изучает возможность переформатировать в
нефтепродуктопровод одну из двух ниток БТС, по которым качают нефть. Пока идея
на стадии обсуждения, говорит один из источников "Ъ", близкий к
монополии. Представитель "Транснефти" подтвердил информацию
"Ъ": "Избыточные мощности по транспортировке нефти будут
задействованы для перекачки нефтепродуктов, что позволит оптимальным образом
загрузить трубопроводы и сэкономит средства программы развития магистральных
нефтепродуктопроводов". Объем поставки нефтепродуктов может составить 15
млн тонн, но источники "Ъ" не исключают, что мощность будет до 30 млн
тонн.
БТС связывает трубопроводы с экспортной
"Дружбой" и морскими терминалами — Приморским торговым портом (ПТП),
входящим в группу НМТП, и Усть-Лугой. Максимальная мощность — 75 млн тонн. Но
часть поставок с 2012 года, после ввода терминалов в Усть-Луге,
переориентирована на новый порт, где в 2013 году объем перевалки нефти вырос на
64%, до 23,3 млн тонн, а в Приморске перевалка упала на 20%, до 54,4 млн тонн.
По нефтепродуктам Усть-Луга также опережает Приморск, куда по
нефтепродуктопроводу "Север" идет дизтопливо из Западной Сибири и
центра России. Через Усть-Лугу в 2013 году прошло около 16 млн тонн, включая
мазут и нафту "Роснефтьбункера", "Сибура" и НОВАТЭКа, а
через Приморск — 9,3 млн тонн. "Стало понятно, что тенденция продолжится,
перевалка в Приморске продолжит падать, и возникла идея переформатировать БТС в
нефтепродуктопровод",— говорит один из собеседников "Ъ".
Как говорят источники "Ъ" на
рынке, для этого нужно модернизировать нефтеперекачивающие станции, сделать
перемычки в трубе и установить оборудование на двух причалах ПТП. "Это не
слишком дорого, несколько десятков миллионов долларов, но пока точной модели
нет",— говорит один из них. В "Транснефти" отмечают, что
перепрофилирование включает в себя очистку трубопроводов и резервуаров от
нефти, насосные агрегаты используются те же, что и при перекачке нефти.
"Опыт такой очистки у "Транснефти" имеется",— говорят
монополии.
Переформатирование может занять около
трех лет. В "Транснефти" точных цифр не называют — лишь сообщают, что
цена "на 41% меньше стоимости расширения действующей системы
продуктопроводов". На расширение систем "Север" и "Юг"
компания планирует потратить всего 75,5 млрд руб. Финансирование второго
проекта будет вестись за счет кредитов, которые будет погашены нефтекомпаниями
за счет соглашений с монополией по принципу "качай или плати". Пока в
схеме участвует только ЛУКОЙЛ. Будет ли она распространяться на
переформатирование БТС, источники "Ъ" не знают.
Источники "Ъ" в двух крупных
нефтекомпаниях слышали об идее "Транснефти". "Сначала, конечно,
надо поднять тарифы, но в принципе с учетом модернизации заводов объемы
будут",— говорит один из них. В "Газпром нефти" заявили
"Ъ", что "положительно оценивают планы "Транснефти" по
увеличению мощностей "Севера", в том числе и за счет
перепрофилирования одной из веток БТС для дизтоплива". В
"Роснефти" и ЛУКОЙЛе от комментариев отказались. В
"Транснефти" говорят, что с компаниями уже обсуждалась возможность
расширения "Севера", "проекты одобрены, ресурсная база
понятна".
Максим Назаров из Reuters считает, что
дизель в БТС смогут направлять ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Газпром
нефть", а "Сургутнефтегаз", владеющий НПЗ в Киришах
(Ленобласть), будет экспортировать нефтепродукты через Усть-Лугу. Он отмечает,
что сегодня в нефтепродуктопроводе "Север" свободного места нет:
"Транснефтепродукт" превысил проектную мощность трубы в 8,4 млн тонн
еще в 2013 году за счет присадок. У компании также есть планы по его расширению
до 15 млн тонн. Переформатирование БТС может интересовать и НМТП. Константин
Юминов из Raiffeisenbank напоминает, что железной дороги к Приморску нет и
альтернативы трубе не существует. Он добавляет, что для порта выгоднее
перевалка нефтепродуктов, так как маржа при этом выше, тем более что
инфраструктура в Приморске уже есть.
Источник: КоммерсантЪ