«Роснефть» не видит берегов. Компания отправит нефтепродукты на экспорт по Волге и Дону
"Роснефть" сделала повторный запрос цен на тендере на транспортировку 15 млн тонн нефтепродуктов Самарской группы своих НПЗ, говорится в сообщении госкомпании. Начальная стоимость транспортировки составит 25,7 млрд руб. В качестве портов загрузки названы Самара, Саратов, Сызрань, Кашпир, а мест выгрузки — танкеры-накопители в районе портов Кавказ (Керченский пролив) и Керчь. По словам источника "Ъ" на рынке, речь идет о контракте на транспортировку 5 млн тонн нефтепродуктов в год в течение трех лет.
Самарская группа НПЗ
"Роснефти" — это Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ,
совокупная мощность которых составляет 16,5 млн тонн нефтепродуктов в год.
В декабре "Роснефть" уже
пыталась найти перевозчика, который бы транспортировал 17 млн тонн нефтепродуктов
за тот же срок по тому же направлению, но заключила контракты только на 10%
этого объема с петербургским "Контуром" (входит в Балтийскую
топливную компанию) и самарским "Волготрансом". Традиционно по реке
поставлялся мазут Самарской группы НПЗ "Роснефти". В 2013 году
Gunvor, выигравший годовой тендер на транспортировку 6 млн тонн мазута, решил
направлять эти объемы по железной дороге, объяснив это высокими ставками
фрахта. Но сейчас стоимость речных перевозок по Волго-Донскому каналу на 10% ниже,
чем по железной дороге, говорит источник "Ъ" на рынке. Отметим, что в
2011 году сама "Роснефть" оценивала возможные потери в случае отказа
от речных поставок в 2,5 млрд руб. в год. Источник "Ъ", близкий к
"Роснефти", связывает перевод части объемов нефтепродуктов Самарской
группы НПЗ на речной транспорт с желанием компании оптимизировать затраты на
логистику.
По данным агентства Infranews,
основными перевозчиками по Волго-Донскому каналу являются входящие в VBTH
(судоходный дивизион UCLH Владимира Лисина) Волжское пароходство (в 2012 году
перевезло 6,7 млн тонн груза) и "ВФ-Танкер" (3 млн тонн), самарский
PrimeShipping (около 2 млн тонн) и турецкая Palmali (порядка 1 млн тонн). Также
перевозками в этом направлении занимается ООО "Волготранс" (по
"СПАРК-Интерфакс", принадлежит Родиону Светличнову). В VBTH сообщили,
что знают о предложении "Роснефти" и сейчас изучают тендерную
документацию. В PrimeShipping и "Волготрансе" на запрос "Ъ"
не ответили. В Palmali заявили, что озадачены условиями: "Роснефть"
не гарантирует заключения контракта и в любой момент может отказаться от
закупки.
Руководитель московского офиса Palmali
Александр Шадрин пояснил "Ъ", что раньше "Роснефть"
вывозила нефтепродукты с Самарского НПЗ через Санкт-Петербург, но в 2013 году
направила большую часть груза через Волго-Донской канал. Но, по его словам,
канал работает на пределе: при пропускной способности до 11 млн тонн в год в
2013 году по каналу перевезли свыше 12 млн тонн. "Если туда придет еще и
"Роснефть", движение может остановиться",— уверен господин
Шадрин. Он напомнил, что в конце 2013 года, когда "Роснефть" начала
перевозки по каналу, образовалась пробка и суда простаивали по два-три дня.
Вопрос об увеличении мощностей канала
обсуждается с 2007 года, когда Владимир Путин предложил проработать вопрос о
строительстве второй ветки, чтобы увеличить его пропускную способность до 30-35
млн тонн в год. Проект "Волга-Дон-2" включен в транспортную стратегию
РФ до 2030 года, необходимый объем инвестиций — 11,5 млрд руб. Но, по словам
собеседника "Ъ" на рынке, из-за "Роснефти" проблемы могут
возникнуть у тех, кто перевозит низкорентабельные грузы по небольшим
контрактам. Сама "Роснефть" получит приоритет на поставки по каналу,
считает Надежда Малышева, так как перевозить нефтепродукты будет флот самого
высокого качества, и при подаче заблаговременной заявки у госкомпании будет
приоритет.
Источник: КоммерсантЪ