Владимир Путин поддержал нефтяников в тарифном споре с ОАО РЖД
Вчера Владимир Путин на итоговом заседании Госсовета выразил недовольство планами повысить тарифы ОАО РЖД на перевозку нефти и нефтепродуктов. "Мы что, за счет нефтянки всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим?" — возмутился президент. ОАО РЖД после решения правительства о заморозке тарифов для естественных монополий предложило все же проиндексировать в 2014 году тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов на 6%. При дефиците инвестпрограммы на 2014 год в 17,5 млрд руб. это могло бы дать ОАО дополнительно 16 млрд руб. Но итоговое решение так и не было принято. На прошлой неделе монополия объявила о повышении в 2014 году тарифов на перевозки дизтоплива на 12,5%, источник "Ъ" в ОАО РЖД пояснил, что в планах — повысить тарифы на экспорт нефтеналивных грузов "на определенных направлениях, где есть заторы". "Но если государство индексирует тарифы на нефть и нефтепродукты, мы откажемся от повышения в рамках ценового коридора",— добавил он.
Глава Минэкономики Алексей Улюкаев вчера ответил Владимиру Путину, что ведомство согласно на повышение тарифов на нефтеналивные грузы, если ОАО РЖД в ответ снизит тарифы на другие грузы. Вице-премьер Аркадий Дворкович попытался объяснить логику правительства. По его словам, расчеты предполагали, что "тарифы ОАО РЖД будут заморожены, а тарифы "Транснефти" — проиндексированы", из-за чего в целом нефтяная отрасль в 2014 году немножко выигрывала. Но потом заморозили и тарифы "Транснефти", от чего опять выиграли нефтяники. "Поэтому у РЖД возникла, с их точки зрения, разумная идея — несколько проиндексировать тарифы для нефтянки",— заметил господин Дворкович.
Президенту эта логика — "сначала подумали так, потом посчитали так" — не понравилась, и он призвал "считать такие вещи своевременно". По его словам, он беседовал на эту тему с нефтекомпаниями, которые "замерли в ожидании", поскольку "не могут считать свою экономику на будущий год". В ответ господин Улюкаев неожиданно предложил вернуть право регулирования железнодорожных тарифов Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Сейчас ФСТ устанавливает только базовый тариф, ОАО РЖД, в свою очередь, может менять ставку в рамках тарифного коридора — от минус 12,8% до плюс 13,4% к ставке.
Но революционное предложение главы Минэкономики явно было экспромтом. В пресс-службе министерства не ответили на вопрос, с чем связана идея. Источник "Ъ" в Минэкономики признался, что впервые об этом слышит, поскольку "подготовленный министерством план, напротив, предусматривает либерализацию тарифного коридора для ОАО РЖД".
В ФСТ напомнили "Ъ", что ОАО РЖД получило доступ к тарифному регулированию, исходя из экономической целесообразности и в рамках создания Единого экономического пространства. В ОАО РЖД вчера заявили, что выступают за сохранение тарифного коридора — и за более гибкие условия его применения. В условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта предложение выглядит странно, возмущается источник "Ъ" в ОАО РЖД.
В нефтекомпаниях "Ъ" подтвердили, что возможное повышение тарифов ОАО РЖД их беспокоит. При этом источники "Ъ" пояснили, что "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" против общего увеличения тарифа на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 6%, так как доля экспорта по железной дороге у них незначительна. ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и "Башнефть" не устраивает вариант с ростом цены в рамках тарифного коридора, поскольку у них высока доля дизеля в производстве, а экспорт составляет до половины общего объема нефтепродуктов.
Если РЖД увеличит стоимость транспортировки грузов в рамках тарифного коридора, пострадают компании с НПЗ, не подключенными к системе нефтепродуктопроводов, говорит Максим Назаров из Reuters. В пример он приводит завод ЛУКОЙЛа в Волгограде - с него по железной дороге транспортируется около 2 млн тонн дизтоплива в год. В целом же ежегодно по железной дороге идет около 151 млн тонн нефтепродуктов (доля транспортируемой нефти гораздо ниже, 1), в том числе около 50 млн тонн дизтоплива, 36 млн тонн бензина и 65 млн тонн мазута.
Источник: Коммерсантъ