Цена на нефть в ближайшие годы будет колебаться около $100
Западные СМИ в начале октября обратили внимание на то, что разрыв между Россией и США по добыче нефти сокращается. В первой половине 2013 года Америка производила 9,9 млн, а Россия — 10,8 млн баррелей нефти в день. Вывод прозвучал неутешительный — США могут обогнать нашу страну по добыче и производству энергоресурсов. Насколько опасения реальны и пострадает ли отечественная экономика?
— Действительно ли США обгонят Россию по производству топлива? За счет чего это происходит?
— За счет так называемых нетрадиционных источников углеводородов. Стремительный рост цен на нефть в начале XXI века и развитие новых технологий (в частности, бурение горизонтальных скважин и множественный гидроразрыв пластов) позволили начать широкое использование нетрадиционных ресурсов. Прежде всего метана угольных пластов, сланцевого газа, а в последнее время и сланцевой нефти.
Таким образом, с легкой руки американцев «сланцевая революция» в считаные годы охватила весь мир. Если еще буквально 5–6 лет назад о сланцевом газе как коммерческом источнике энергии знали лишь узкие специалисты, то сейчас о нем идут бурные дискуссии во всем мире. Тем более что динамика его добычи в США действительно поражает. По данным Управления энергетической информации США, в 2007 году 8,1% от общей добычи газа в стране приходилось на сланцевый газ, а 2011-м — 29,9% (651 млрд куб. м).
Однако в результате «сланцевой революции» в США получилось перепроизводство газа. Соответственно, цена на него резко упала (с $320–330 за тыс. куб. м в 2008 году до менее чем $100 — в I квартале 2012-го). И сейчас добыча сланцевого газа зачастую нерентабельна: издержки его добычи в основном лежат в пределе $200–400. Но заключенные в прошлом долгосрочные контракты не дают возможности прекратить производство.
— Именно поэтому в России пока не очень развита добыча сланцевого газа. А что с нефтью? Тут у американцев тоже хорошие шансы нас опередить?
— Аналогичная ситуация начала складываться и с добычей нефти в США. Технологические новшества обеспечили снижение стоимости бурения, а высокие цены на нефть сделали рентабельной добычу жидких газовых фракций из сланцев, термическую переработку нефтяных (горючих) сланцев, нефтеносных песчаников и других нефтесодержащих пород. При этом желание США снизить свою энергетическую зависимость от стран-экспортеров обеспечило поддержку подобных проектов на политическом уровне. Кроме того, еще одним фактором роста нефтедобычи стало снятие администрацией президента США Обамы ограничений на добычу нефти в национальных парках и заповедниках, которые действовали десятки лет.
— Сможет ли Америка обогнать Россию по добыче нефти уже в 2013 году?
— Возможно, но это чисто технический момент. Тут следует помнить, что хоть Россия и США добывают примерно одинаковое количество нефти, мы на две трети, включая нефтепродукты, ее экспортируем. А Америка половину потребляемой в стране нефти импортирует.
— Есть мнение, что Америка в ближайшие годы полностью откажется от импорта нефти. Вы разделяете эту точку зрения?
— Согласно последнему прогнозу Управления энергетической информации США, производство всех жидких видов топлива, достигнув 13,1 млн баррелей в сутки в 2019 году, к 2040 году вновь опустится до 12 млн. Из этих объемов доля сырой нефти будет составлять более 50%.
При этом внутреннее потребление жидкого топлива в США в течение всего периода до 2040 года прогнозируется на уровне 19–20 млн. Соответственно, нетто-импорт жидкого топлива снизится к 2035–2040 годам до 37% против 45% в 2011 году. Таким образом, как видим, пока американцы полностью отказываться от импорта нефти не собираются. Да и не смогут.
— Как, на ваш взгляд, сокращение импорта сырья в США скажется на российском экспорте, от него очень существенно зависит наполнение бюджета?
— Сегодня российская нефть экспортируется в основном в Европу, а не в США. Но при снижении американского импорта, безусловно, будет происходить переориентация сложившихся в мире направлений поставок, что приведет к обострению конкуренции. В этой связи определенное давление на цену, конечно, будет. Однако получат дальнейшее развитие и факторы, способствующие росту импорта нефти другими крупнейшими ее потребителями — Китаем, Индией, странами Ближнего Востока и Латинской Америки.
В целом же надо понимать, что позициям России, как одному из основных поставщиков традиционных энергоресурсов на мировой рынок, угрожают любые факторы, обеспечивающие снижение импортной потребности в энергоресурсах: рост энергоэффективности, освоение новых, в том числе возобновляемых, источников энергии, экономический кризис. Кроме того, угрожают и любые действия, направленные на снижение импортной потребности именно в российских энергоресурсах: другие поставщики, различные дискриминационные меры, ценовая неконкурентоспособность российских энергоносителей.
— Можно ли ожидать резкого снижения мировых цен на нефть?
— В долгосрочной перспективе, по-видимому, нет. Скорее «сланцевая революция» приведет к тому, что до минимума упадут лишь темпы роста нефтяных цен. То есть опережающими инфляцию темпами цены на нефть расти больше не будут. Дело в том, что себестоимость добычи и сланцевой нефти, и других нетрадиционных углеводородов значительно выше традиционных. Поэтому при снижении мировых цен на нефть объемы производства упадут, а давление на цену ослабнет, вернув ее на прежние уровни.
— Какой будет цена на нефть через 10 лет и что будет представлять собой общая картина рынка энергоресурсов?
— Если не произойдет каких-либо чрезвычайных происшествий (военные действия, экономический кризис и тому подобное, 1), цена на нефть в ближайшие годы будет колебаться возле отметки $100 за баррель. Текущая цена на нефть устраивает и потребителей, и производителей, и отрасль альтернативной энергетики. Однако, на мой взгляд, из-за развития новых технологий, нетрадиционной энергетики и глобализации человечество стоит скорее на пороге профицита энергоресурсов, а не их дефицита. Следствием этого может стать обострение конкуренции за потребителя в будущем.
Источник: Известия