Отдел продаж: +7 (495) 644-49-12
Отдел аналитики: +7 (495) 644-47-62
4 июля 2025 11:31

Минтранс ужесточает законодательство после аварии танкеров в Керченском проливе

Данная инициатива стала ответом на инцидент с танкерами в акватории Керченского пролива. Проект соответствующего закона опубликован для общественного обсуждения.

Согласно пояснительным материалам, цель документа — усиление безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов морским и речным транспортом, повышение уровня безопасности мореплавания и минимизация экологического ущерба. Разработка велась по поручению президента, данному по итогам заседания с правительством и на основании выводов расследования аварии в Азовском море и Керченском проливе.

Проект закона предполагает законодательное закрепление требования, обязывающего капитанов судов, капитанов морских портов и судовладельцев в обязательном порядке принимать во внимание существующие ограничения по районам и сезонам навигации, а также актуальные гидрометеорологические условия. Документ также конкретизирует обязанности капитана порта, включая контроль за соблюдением процедур входа и выхода судов, и устанавливает дополнительные требования к судовладельцам.

В частности, от судовладельцев потребуется обеспечение безопасной эксплуатации судов с учетом указанных ограничений и погодных факторов, а также постоянное совершенствование профессиональных навыков экипажей в сфере безопасности мореплавания.

Кроме того, законопроект наделяет капитана морского порта правом принять решение о задержании и принудительной проводке в порт судна, не отвечающего требованиям безопасности, если оно создает прямую угрозу жизни людей или окружающей среде. В пояснительной записке отмечается, что действующие нормы лишь запрещают заход таких судов в порт. Однако это не учитывает сценарии, когда аварийное судно само по себе представляет опасность для людей или экологии. Указывается, что запрет на вход в российский порт в подобных обстоятельствах может значительно увеличить риск причинения вреда охраняемым законом интересам, затруднить расследование административных нарушений и создать условия для уклонения виновных лиц от ответственности. Поэтому законопроектом вводится право капитана порта задерживать такое судно и направлять его в порт.

Поправки также затрагивают закон об охране окружающей среды, устанавливая, в т. ч., общий порядок возмещения вреда природе, нанесенного вследствие разливов нефти и нефтепродуктов.

Напомним, что в декабре 2024-го в Керченском проливе произошло столкновение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», повлекшее разлив мазута в Черном море. Ущерб экологии от инцидента оценивается как значительный. Против владельцев танкеров уже инициированы судебные иски.

Росприроднадзор завершил оценку экологического ущерба от данной аварии. По официальным данным, размер компенсации достигает около 85 млрд руб. Основная часть ущерба — 49,5 млрд руб. — возложена на компанию «Кама Шиппинг», владевшую танкером «Волгонефть-212». Еще 35,5 млрд руб. обязано компенсировать ЗАО «Волгатранснефть», которому принадлежал танкер «Волгонефть-239».

Источник: Нефть и Капитал

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.
Оформить пробную подписку

Издания, на которые вы хотите подписаться:

Согласие на обработку персональных данных

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.