Отдел продаж: +7 (495) 644-49-12
Отдел аналитики: +7 (495) 644-47-62
14 августа 2013 15:06

ФАС снова интересуется бензином

«В конце июля спрос на автомобильный бензин на бирже превысил предложение в 3 раза, а цена поднялась до 38 000-39 000 руб. за 1 т топлива — это нас и обеспокоило», — рассказал «Ведомостям» начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. По его словам, вопросы у антимонопольного ведомства вызывает и то, что нефтяные компании перед осенним закрытием своих НПЗ на плановый ремонт переориентировались на экспорт при снижении запасов на внутреннем рынке. «Действия будут — это однозначно. Решение возбудить дело или вынести рекомендации нефтяным компаниям примет руководство ФАС в ближайшее время», — обещает Махонин.
Если ФАС удастся доказать, что эти действия нефтяные компании совершили преднамеренно, чтобы поднять цену на топливо (или по неосторожности, 1), то это может послужить основанием для штрафа, говорит гендиректор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Службе это уже не впервой. В последние годы она трижды штрафовала нефтяников. А общая сумма штрафов составила несколько десятков миллиардов рублей.
Цены на нефтепродукты на бирже выросли в конце июля более чем на 20% по отношению к началу месяца: стоимость 1 т автомобильного бензина превышала к концу прошлого месяца 40 000 руб., говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Одной из причин повышения цен стало снижение запасов топлива в России, напоминает он. Махонин добавляет, что «рынок испытывал дефицит, при том что, по данным ЦДУ ТЭК, отечественные нефтяные компании увеличили отгрузку автобензинов на экспорт». С 1 по 23 июля нефтяные компании, по предварительным данным Минэнерго, экспортировали 160 900 т бензина.
Минэнерго уже рекомендовало нефтяным компаниям увеличить запасы товарного бензина с 1,27 млн до 1,7 млн т к 1 сентября и отказаться от экспорта нефтепродуктов, пока на внутреннем рынке сохраняется сложная ситуация.
Цены в июле выросли по нескольким причинам: российский рынок в первом полугодии оказался насыщен белорусским бензином (с начала года было поставлено более 600 000 т, 1), все резервы (нефтебазы, НПЗ, АЗС) были переполнены, и нефтяники были вынуждены сокращать производство бензина и начать его экспортировать (сейчас в России действует заградительная пошлина на бензин в размере 90% от нефтяной, 1), а импорт белорусского бензина сократился.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, спрос на бензины с 25 по 31 июля превысил предложение: на Аи-92 — на 174% (составил 239 520 т, 1), а на Аи-95 — на 222% (70 190 т).
Оборот торгов нефтью и нефтепродуктами в июле 2013 г. на этой бирже стал максимальным за всю историю биржевых торгов и составил более 1,5 млн т (превысил показатели прошлого года на 63%, 1), а количество сделок выросло в 1,5 раза, говорится на сайте биржи. В сообщении также отмечается, что за июль на бирже было продано 507 540 т бензинов и 507 765 т дизеля.
Собеседник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний считает, что основной причиной роста цен являются спекуляции: «Ситуация на рынке стабильна, созданных резервов достаточно для удовлетворения планового спроса, а цены взвинчены искусственно».
Нефтеперерабатывающие компании уже начали принимать меры, чтобы снизить дефицит бензина в России: «Газпром нефть» вчера перенесла плановый ремонт на принадлежащем ей Московском НПЗ (перерабатывает 12,2 млн т нефти в год) с целью насыщения нефтепродуктами внутреннего рынка, говорится в сообщении компании. Перенос сроков с 1 на 25 сентября компания согласовала еще в июле.
Представитель «Роснефти» отмечает, что переносить сроки начала ремонта на своих НПЗ компания не собирается, все даты были заранее согласованы с министерством. «В настоящее время в компании сформирован резерв моторных топлив, достаточный для удовлетворения планового спроса, — отметил он. — Весь объем автобензинов и дизтоплива компания реализует исключительно на внутреннем рынке». Представитель «Лукойла» сказал, что компания также не будет переносить сроки ремонта НПЗ. Представители «Татнефти» и «Башнефти» не ответили на запросы «Ведомостей».
Источник: Ведомости
Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.
Оформить пробную подписку

Издания, на которые вы хотите подписаться:

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.