Нефти в 2023 году в РФ перевезли меньше, чем 2022 году
Снижение отправок нефти и нефтегрузов связывают прежде всего с обязательствами РФ в рамках ОПЕК+. Санкции повлияли на экспорт незначительно. Сказалась также общая ситуация внутри РФ.
Общее снижение поставок на экспорт российской нефти оценивается на уровне 6,5%. При этом в целом прокачка нефти по трубе в 2023 году в РФ снизилась всего лишь в пределах 1%. Такого показателя удалось достигнуть за счет роста поставок на российские НПЗ на 2,3%.
По нефтепроводам в Китай отправлено 40 млн т, аналогично прошлому году. С начала прошлого года произошло перераспределение трубных поставок из нефтепровода «Дружба» (-60%) в нефтепорты России (+7,2%).
Экспорт через морские порты
В частности, через порт Новороссийск было отгружено 30 млн т нефти, что на 3,1% выше уровня прошлого года, через порт Приморск – 44,4 млн т (+6,5%), порт Усть-Луга – 34 млн т (+9%), порт Козьмино – 42,8 млн т (+9,4%).
Через порт Новороссийска осуществляется и экспорт казахстанской нефти, отгружаемой по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
В 2023 году на морском терминале КТК отгружено почти 63,5 млн т нефти, что превышает уровень 2022 года на 4,8 млн т. Это максимальный показатель за всю историю работы КТК, сообщал ранее консорциум.
Прокачка по трубе
«Транснефть» также сообщила, что в 2023 году значительно, на 10,9%, увеличила объемы транспортировки нефтепродуктов с 39 до 43,3 млн т.
Из них на внутренний рынок было поставлено 14,6 млн т, что на 8% выше уровня прошлого года. На экспорт поставки выросли на 12,5%, однако объем компания не называет.
«Транснефть» указала, что при фактической остановке экспорта по продуктопроводам в западном направлении идет рост экспорта в страны ЕАЭС – Казахстан, Киргизию и Таджикистан – до 530 тыс. т. Этот показатель почти на треть выше уровня прошлого года.
Отправки по РЖД
На РЖД в сегменте нефтегрузов традиционно объем погрузки определяли три номенклатуры: по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в среднем за 2023 год это дизтопливо (30%), мазут (27%) и бензин (22%).
Правда, по осени стали заметны структурные подвижки: доля мазута сократилась на 2 п. п., а бензина – увеличилась почти на столько же. Среди небольших по объемам номенклатур подвижки в конце III – начале IV квартала коснулись битума и гудрона (+1 п. п. по сравнению с весной 2023 г.), керосина (-1 п. п.) и прочих темных нефтепродуктов (-0,6 п. п.). Доля остальных видов нефтегрузов в перевозках на РЖД практически не изменилась.
Все рокировки преимущественно касались структуры экспорта. Если же взять общую картину, то она в течение 2023 года оставалась достаточно стабильной: около 61% составляли внутренние перевозки, на долю экспорта пришлась еще треть, а остальное (6%) составил транзит.
В целом погрузка нефти и нефтепродуктов на сети ожидаемо ушла в минус (-3% к 2022 г.). При этом нельзя сказать, что ее вниз утянул исключительно экспорт: его динамика просела, но при этом уменьшилась погрузка и на внутренних маршрутах. Сказалось переключение части перевозок на другие виды транспорта.
Источник: РЖД-Партнер.ру