Отдел продаж: +7 (495) 644-49-12
Отдел аналитики: +7 (495) 644-47-62
25 января 2022 20:39

​Эксперты топливного рынка без энтузиазма восприняли предложения Минфина о корректировке демпфера

Предложения Минфина о корректировке параметров топливного демпфера не впечатлили участников и экспертов топливного рынка. Кардинальных нововведений, конечно, никто и не ожидал, но столь малые изменения вызвали разве что недоумение.

Согласно тексту законопроекта, с которым ранее ознакомился "Интерфакс", предлагается лишь увеличить коэффициент компенсации между экспортной ценой (нетбэк) и индикативной ценой для бензинов с 0,68 до 0,83, а для дизтоплива - с 0,65 до 0,83. Кроме того, предлагается уменьшить диапазон превышения оптовой цены над индикативной ценой (при несоблюдении которого демпфирующая надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье обнуляется) для дизельного топлива с 20 до 15%. При этом индикативные цены на 2022 год не меняются, а далее будут расти по плану.

МАРЖА В ФОКУСЕ

Руководитель проектов исследовательской группы "Петромаркет" Анна Лишневецкая отмечает, что предложенная в законопроекте корректировка демпфирующего механизма по своему влиянию на экономику розничного сектора в текущих макроэкономических условиях не сильно отличается от того варианта, который обсуждался в декабре. "По сравнению с анонсированной в конце декабря корректировкой "демпфера" предлагаемая в законопроекте не включает снижение базовой цены внутреннего рынка в формуле расчета надбавки для автобензина. Одновременно в законопроекте предлагается корректировка формулы расчета "демпфера" для дизтоплива, изменения которой ранее предполагались. Для обоих видов моторных топлив, согласно законопроекту, изменения относительно действующей формулы коснутся только коэффициентов компенсаций разницы экспортной и базовой цен: они будут увеличены до 0,83", - подчеркивает эксперт.

"В текущих макроэкономических условиях января (среднемесячная цена Brent 86 долл./барр., крек-спреды на бензин и дизель в Северо-Западной Европе 131 и 104 долл./т соответственно, курс 74.5 руб./долл.) повышение компенсационных коэффициентов до 0.83 дадут прибавку к "демпферу" по АБ в 4 340 руб./т, для ДТ - в 4 405 руб./т. Разница с оценкой по анонсированной в декабре формуле бензинового "демпфера" при этом составит всего минус 1100 руб./т.", - сказала Лишневецкая.

"В предположение о сохранении дисконта в ценах внутреннего рынка на 92-ой бензин относительно экспортной альтернативы на среднем за прошедшие дни января уровне, рост демпфирующей надбавки для автобензина на 4 340 руб./т может привести к снижению средней в РФ оптовой цены на АИ-92 на 6%, до 49 550 руб./т (вкл. налоги) относительно текущего (на 21 января) уровня. Это приведет к увеличению средней чистой маржи розницы для АИ-92 до 2,2-3,3 руб./л в зависимости от маржинальности торговли продуктом на нефтебазах (1000 руб./т - 2500 руб./т). Сейчас (на 21 января), по нашим оценкам, чистая маржа торговли АИ-92 в среднем на АЗС РФ составляет всего 1,6 руб./л.", - подчеркивает представитель "Петромаркета".

БЕНЗИН ИЛИ ДИЗЕЛЬ

Генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов считает, что новые формулы, внесенные в законопроект, резко увеличивают привлекательность российского рынка дизельного топлива для ВИНК и делают его премиальным в текущих макроэкономических условиях и при текущих биржевых ценах на ДТ. В свою очередь, внутренний рынок бензина остается непривлекательным для производителей, что обеспечивает сохранение потенциала к удорожанию товара на бирже, в мелком опте и в рознице.

"Самым негативным для потребителей и для бизнеса независимых участников рынка является сохранение очень высоких лимитов выплаты демпферов по биржевой цене бензина и дизтоплива. Исходя из предлагаемых изменений в Налоговый кодекс, производители потеряют демпферы, если биржевая цена Аи-92 в европейской части России превысит 60720 руб./т, и дизтоплива - 60088 руб./т. С мая по декабрь 2021 года эти лимиты составляли 57530 руб./т по бензину и 60840 руб./т по дизтопливу", - сказал эксперт.

НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ

Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка), отмечает, что в предлагаемом законопроекте, к сожалению, "реализованы не полной мере не только те предложения, которые поступали от участников топливного рынка, но даже и то, что предлагалось в докладе председателю правительства".

"Безусловно, основное решение - увеличение коэффициента компенсации до 0,83% даст серьезное увеличение величины демпфера и сыграет положительную роль в сдерживании роста оптовых цен, но возросшее влияние внешней конъюнктуры, отсутствие решений по снижению уровня индексации индикативной цены и уменьшению допустимого роста цен, после которого происходит обнуление демпфера, может опять привести к повторению ситуации прошлого года, характеризующейся ростом оптовых цен существенно выше инфляции. Уже сегодня оптовые цены выросли по сравнению с декабрем 2021 года, бензины - на 5-6% и летнее дизельное топливо на 9%, и это происходит в период низкого спроса на топливо", - говорил он.

Удивляется Аркуша и потенциальной дате введения корректировок - 1 июля, "т.е. после прохождения наиболее тяжелого для топливного рынка периода плановых ремонтов на НПЗ". "В целом, принятие законопроекта является делом первостепенной важности для топливного рынка и основная задача на сегодняшний день - скорейшее внесение законопроекта в ГД, его принятие в ускоренном режиме и введение в действие с момента утверждения президентом страны, т.е. до начала периода ремонтных работ на НПЗ", - подчеркнул глава РТС.

МЕНЯЙ-НЕ МЕНЯЙ

Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов, ООО "Петролеум Трейдинг" (крупнейший частный топливный трейдер) Андрей Дьяченко подчёркивает, что при оценке демпфера и вообще налогообложения нефтегазовой отрасли в России есть существенная трудность, связана она с частотой внесения изменений в эту систему. "В среднем, это 2-3 изменения в год с 2002 года. Изменения, обсуждавшиеся в прошлом году, и озвученные как "практически принятые", в текущей "редакции" в большей степени остаются в активе - индикативы выросли меньше, чем инфляция, а коэффициенты компенсации вырастают на 22 и 27%. Это конечно приведет к росту выплат в пользу нефтяников. Но это "в среднем по больнице", - говорит он.

"Если же рассматривать каждого "пациента" отдельно, то главными бенефициарами остаются "Газпром нефть" и "Роснефть", в меньшей степени "ЛУКОЙЛ" и "Татнефть". И конечно же совсем за бортом остаются периферийные участники рынка - независимые розничные продавцы. Поможет ли увеличение выплат ограниченному кругу участников сдержать цены и обеспечить нормальную экономику всем? Без помощи конъюнктуры на мировом рынке - с высокой вероятностью нет", - считает эксперт.

"Обращение Минфина к ФНБ для компенсации выплат по возрастающему демпферу говорит о том, что ситуация уже выходит за границы допустимой нормы. ФНБ - это "заначка" на трудный день. Возможно, Минфин рассчитывает на последующую нормализацию геополитической и макроэкономической ситуации и на коррекцию как цен на нефть, так и курса рубля. Но даже такая нормализация конъюнктуры не приведет к изменению заложенного тренда налогового регулирования отрасли, который сейчас сводится к ускоренному изъятию ренты из добычи (с акцентом в сторону возрастных месторождений и с льготами в пользу новых и дорогих) и к попытке стимулировать инвестиции в переработку. Ожидать, что в ближайшее время цены на внутреннем рынке в этой связи снизятся под влиянием рыночных факторов, не приходится. Действующая система шаг за шагом делает отечественный рынок все больше и больше коррелирующим с внешними рынками. А планомерное долгосрочное ослабление рубля не дает шансов на качественную коррекцию котировок. Стабилизация возможна лишь тактическая - на относительно короткий период действительно повышенных рыночных перекосов и рисков. Но для таких ситуаций, возможно, лучше бы подошел механизм временных компенсаций определенным группам потребителей (как пример - сельхозпроизводители). Такой подход за счет адресности дал бы экономию бюджету и уравнял в рыночных возможностях всех участников рынка", - рассуждает Дьяченко.

Источник: Интерфакс

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.
Оформить пробную подписку

Издания, на которые вы хотите подписаться:

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.